В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
К компетенции отдела по Харовскому и Усть-Кубинскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Харовскому району относится осуществление контроля за соблюдением:
Нередко в жизни жителей Харовского района возникают случаи, когда владельцы земельных участков сознательно, или в силу различных обстоятельств, некоторым образом расширяют площадь своих земельных участков. Так, постепенно происходит «освоение» соседних территорий.
Если провести анализ выявляемых нарушений на территории Харовского района, то суть у них одна и та же это самовольное занятие земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Иногда так хочется попользоваться ничейным земельным участком или просто прирезать полоску земли вдоль дороги. Чем это грозит? Насколько велика мера ответственности?
При выявлении правонарушения, в ходе проведения проверки, проводится целый комплекс процессуальных действий, которые начинаются с составления акта проверки и выдачи предписания об устранении правонарушения с указанием срока устранения данного нарушения, а также составления протокола об административном правонарушении, и вынесения постановления о привлечении виновного к административной ответственности с наложением и взысканием штрафа с нарушителя в доход бюджета.
Рассмотрим несколько вариантов использования земельных участков, с нарушением земельного законодательства. Примером может послужить, допустим, такая ситуация: гражданин М. собственник, земельного участка, решив, что, земельный участок площадью 900 кв. м имеющийся у него на законных основаниях, ему маловат, а сосед свой участок не разрабатывает или рядом как ему кажется пустует. То возникает вопрос, «а почему бы мне не попользоваться?». Построив допустим сарай, погреб, гараж или баню, на землях ему не принадлежащих, нарушает земельное законодательство.
Или вот, например такая ситуация: купив земельный участок в Харовском районе, границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, т. е. сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, позволяют однозначно определить прохождение границ такого земельного участка на местности, увидели, что у соседа нет забора. И вот перенеся, забор по периметру на пару метров в сторону соседа новоявленный собственник уже нарушил две статьи КоАП РФ (ст. 7.1 КоАП РФ — самовольное занятие земельного участка; ст. 7.2 КоАП РФ — уничтожение или повреждение специальных знаков). Привести свой участок в соответствие, ему будет возможно только с финансовыми затратами со своей стороны. Такие нарушения легко и просто выявляются инспекторами государственного земельного надзора или органами муниципального контроля, в ходе проверок соблюдения земельного законодательства. И тогда выносится вердикт, далеко не нравящийся проверяемому лицу такое лицо привлекается к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Часто встречаются и такие примеры, что сельские советы без всяких документов разрешают гражданам на территории сельского поселения на землях населенных пунктов садить картофель, строить погреба, бани на берегу реки. В данной ситуации при проверке гражданин будет привлёчен к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка. (влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей). Встречаются и такие моменты когда один гражданин попользовался земельным участком и передал другому без всяких документов. В данном случае будут наказаны оба гражданина, первый за самовольную уступку права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка, второй за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Встречаются на территории Харовского района и нарушения статьи 42 Земельного кодекса и 8.8 КоАП РФ. Разрешенное использование земельного участка указывается в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на землю, использовать его не по назначению запрещено законодательством Российской Федерации. Допустим, если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, то использовать его под станцию технического обслуживания нельзя.
Таких примеров можно привести десятки и все это зависит от сознательности нас с вами.
Государственный и муниципальный земельный надзор будет работать, и люди должны понять, что охрана земель, контроль над использованием земель — дело наше общее.
Куда в первую очередь обращаться по фактам нарушения земельного законодательства? Конечно же, в первую очередь в органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований.