1. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица:
— устав (положение) (для юридического лица);
— решение о назначении или об избрании либо приказ о назначении руководителя;
— доверенность, подтверждающая полномочия лица, уполномоченного представлять юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, при проведении проверки;
— документы, подтверждающие право пользования земельным участком (земельными участками), в случае, если данные документы отсутствуют в распоряжении департамента.
2. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого индивидуального предпринимателя, гражданина:
— документ, удостоверяющий личность;
— доверенность, подтверждающая полномочия лица, уполномоченного представлять индивидуального предпринимателя, гражданина, при проведении проверки;
— документы, подтверждающие право пользования земельным участком (земельными участками) в случае, если данные документы отсутствуют в распоряжении департамента.
Виды профилактических КНМ приведены в ч. 1 ст. 45 № 248-ФЗ. К профилактике нарушений относятся: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит. При этом надзорное ведомство при таких КНМ может взаимодействовать с контролируемым лицом только с его согласия или по его собственной инициативе (ч. 3 ст. 45 № 248-ФЗ). Если при профилактическом мероприятии орган контроля выявит нарушения или угрозу причинения вреда, то инспектор обязан довести эту информацию до своего руководителя, и именно руководитель принимает решение о проверке по данным фактам (ч. 4 ст. 45 № 248-ФЗ). Информирование – инструмент разъяснительной работы по соблюдению обязательных требований НПА Информирование – это рекомендации или разъяснения по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган размещает их на сайте, в СМИ или в личных кабинетах управляющих организаций в ГИС ЖКХ (ч. ч. 1, 2 ст. 46 № 248-ФЗ). При этом на сайте ведомства всегда должны быть следующие актуальные сведения и документы: НПА, регулирующие госконтроль в определённой сфере, например, госжилнадзор, и внесённые в них изменения; перечень документов с обязательными требованиями и информацией о мерах ответственности при их нарушении; чек-листы для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; график плановых проверок; программа профилактики; перечень сведений, которые надзорный орган вправе запрашивать у проверяемых лиц; данные о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; данные о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа; доклады с обобщением правоприменительной практики; информация о способах и процедуре самообследования и методические рекомендации по его проведению. Примеры публикаций органов ГЖН для информирования управляющих домами вы найдёте на нашем портале: мы периодически делаем подборки рекомендаций и разъяснений надзорных органов в сфере управления и содержания МКД. Обобщение правоприменительной практики для единообразного решения однотипных ситуаций Обобщение правоприменительной практики – это обзоры практики надзорного органа. Они нужны, чтобы сформировать единообразный подход к решению однотипных ситуаций при контроле за работой компаний и выявить типичные нарушения (ч. 1 ст. 47 № 248-ФЗ). Также на основе анализа такой практики орган ГЖН может разработать предложения по внесению изменений в законодательство о КНД. Согласно ч. 3 ст. 47 № 248-ФЗ, надзорный орган готовит такой доклад не реже одного раза в год. Его утверждает руководитель ведомства, а затем доклад публикуется на сайте органа контроля. Такие обобщения готовят как органы ГЖН, так и другие надзорные ведомства, например, доклады: ГЖИ Волгоградской области; МЧС по Костромской области; Роскомнадзора по РФ. Стимулирование добросовестности как способ поощрить тех, кто соблюдает требования НПА Меры стимулирования добросовестности – это мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (ч. 1 ст. 48 № 248-ФЗ). Такие мероприятия и порядок оценки прописываются в положении о контроле того или другого вида с учётом ч. 7 ст. 23 № 248-ФЗ. Соответствие контролируемого критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трёх лет в зависимости от его категории риска. Информация о такой профилактической мере, в том числе порядок и условия её применения, орган ГЖН обязан разместить на своём сайте (ч. 5 ст. 48 № 248-ФЗ). Например, такие данные можно найти на сайте Роспотребнадзора Вологодской области. Предостережение о признаках будущих или уже совершённых нарушений Согласно ч. 1 ст. 49 № 248-ФЗ, орган надзора вправе объявить контролируемому лицу предостережение, если есть сведения о том, что нарушение обязательных требований только готовится или есть признаки уже случившихся нарушений. Такое предостережение должно содержать: указание на соответствующие обязательные требования; реквизиты НПА, где такие требования прописаны; информацию о том, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к их нарушению; предложение о принятии мер для соблюдения данных требований. В предостережении ведомство не вправе требовать предоставить ему какие-либо сведения или документы. Одновременно с предостережением надзорный орган нужно направить потенциальному нарушителю ссылку на сайт, где размещены инструкции и чек-листы для самообследования по соблюдению обязательных требований (ч. 3 ст. 49 № 248-ФЗ). Контролируемое лицо при этом вправе подать в надзорный орган возражение в отношении предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения устанавливается положением о виде контроля. При этом следует учитывать, что управляющая организация вправе оспорить предостережение в суде, если оно не соответствует действительности и нарушает её права и интересы. Как в 2022 году будут проводиться проверки бизнеса: отвечает Минэк РФ 5276 5 Консультирование контролируемых лиц по общим вопросам при личной встрече с работниками надзорного органа Согласно ст. 50 № 248-ФЗ, контролируемое лицо вправе записаться на бесплатные консультации в надзорный орган по общим вопросам соблюдения законодательства. На таких встречах не разбираются ситуации, случившиеся у конкретной компании, например, у УО в каком-то многоквартирном доме, – только общие вопросы (ч. 6 ст. 50 № 248-ФЗ). Консультирование проводится без оценки конкретного надзорного мероприятия и без взимания платы. Должностное лицо надзорного органа может давать консультации по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приёме или в ходе проведения КНМ (ч. 2 ст. 50 № 248-ФЗ). При этом в письменной форме никакой информации после консультирования контролируемое лицо не получит, если не направило соответствующий запрос (ч. ч. 3, 4 ст. 50 № 248-ФЗ). Самообследование как инструмент для декларации соблюдения обязательных требований Самообследование – это добровольная оценка контролируемым лицом того, насколько оно соблюдает обязательные требования (ч. 1 ст. 51 № 248-ФЗ). Такая оценка происходит на сайте органа надзора. Если по итогам такого обследования лицо получило высокую оценку, то оно вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований (ч. 3 ст. 51 № 248-ФЗ). Такая декларация направляется надзорный орган: он регистрирует документ и размещает на своём сайте. Сведения о зарегистрированной декларации контролируемое лицо может использовать в своей продукции, в том числе рекламной (ч. 4 ст. 51 № 248-ФЗ). Такой документ действует от одного до трёх лет с момента его регистрации органом контроля. Если при проверке надзорное ведомство выявит нарушения, то данные о декларации аннулируются (ч. 8 ст. 51 № 248-ФЗ). ГЖИ Москвы на своём сайте уже разместила ссылку на ресурс, где контролируемые лица могут пройти самообследование: ресурс пока работает в тестовом режиме. Конференция о надзоре: что участники предложили изменить в НПА 3576 2 Профилактический визит в помощь надзорному органу для сбора сведений и предотвращения нарушений Профилактический визит нужен надзорному органу для сбора общих сведений о проверяемом лице и отнесения его к категории риска, общения с ним и ответов на его вопросы (ч. ч. 1-3 ст. 52 № 248-ФЗ). Ведомство обязано предупредить о таком визите за пять рабочих дней (ч. 5 ст. 52 № 248-ФЗ). При этом контролируемое лицо вправе отказаться от такого профилактического мероприятия, уведомив надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. По итогам визита составляется акт, но без выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Все разъяснения носят рекомендательный характер (ч. 8 ст. 52 № 248-ФЗ). Если инспектор в ходе визита выявил угрозу причинения вреда или ущерба, то он обязан передать эту информацию руководителю. Тот принимает решение о проведении проверки.
Решения администрации, действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Жалоба на решения администрации, действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, рассматривается руководителем администрации Харовского муниципального округа. Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя администрации района рассматривается Главой Харовского муниципального округа. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование: 1) решений о проведении контрольных мероприятий; 2) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; 3) действий (бездействия) должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, в рамках контрольных мероприятий. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Соответствующая жалоба подается контролируемым лицом на личном приеме руководителя администрации Харовского муниципального округа с предварительным информированием его о наличии в жалобе (документах) сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Жалоба на решение администрации, действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание администрации может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается. Жалоба на решения администрации, действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного осуществлять муниципальный земельный контроль, подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае, если для рассмотрения жалобы требуется получение сведений, имеющихся в распоряжении иных органов, срок рассмотрения жалобы может быть продлен должностным лицом, уполномоченным нарассмотрение жалобы, не более чем на 20 рабочих дней.
Перечень показателей результативности и эффективности муниципального жилищного контроля
1. Ключевые показатели
1.1 Доля выявленных случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан от общего количества выявленных нарушений:
Кспв*100% / Ксн, где
Кспв — количества выявленных случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан, которые подтверждены вступившими в законную силу решениями суда;
К сн- общее количество случаев нарушения обязательных требований, выявленных по результатам проверок.
2. Индикативные показатели:
2.1. Количество плановых контрольных мероприятий, проведенных за отчетный период.
2.2. Количество внеплановых контрольных мероприятий, проведенных за отчетный период.
2.3. Количество внеплановых контрольных мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требования, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
2.4. Общее количество контрольных мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
2.5. Общее количество контрольных мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольного мероприятия, проведенных за отчетный период.
2.6. Количество контрольных мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
2.7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
2.8. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
2.9. Количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
2.10. Количество контрольных мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
2.11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных мероприятия за отчетный период.
2.12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных мероприятий, за отчетный период.
2.13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
2.14. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода.
2.15. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой категории риска, на конец отчетного периода.
2.16. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
2.17. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные мероприятия, за отчетный период.
2.18. Количество жалоб, в отношении которых контрольным органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
2.19. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
2.20. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
2.21. Количество контрольных мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению муниципального контроля и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период».
Оценка результативности и эффективности деятельности Уполномоченного органа осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального жилищного контроля. В систему показателей результативности и эффективности деятельности Уполномоченного органа входят: ключевые показатели муниципального жилищного контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в сфере муниципального жилищного контроля, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить Уполномоченный орган и индикативные показатели муниципального жилищного контроля, применяемые для мониторинга муниципального жилищного контроля, его анализа, выявления проблем, возникающих при его осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц."
Контактное лицо при осуществлении муниципального жилищного контроля –
ведущий специалист отдела муниципального контроля и земельных отношений комитета по управлению имуществом администрации Харовского муниципального района
Юнина Людмила Анатольевна, телефон 8(81732)2-17-26
Электронный адресkymi2019@mail.ru
Комитет по управлению имуществом администрации Харовского муниципального района